
В течение мая при спонсорской поддержке Автономной Некоммерческой Организации «РЭМ» и Благотворительного фонда «На Добро» школа начала получать сенсорное оборудование для создания комнаты психологической разгрузки, давней мечты наших педагогов.
Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Нахождение в этой комнате ребёнок не воспринимает как лечение или обязанность. Для него это игра, весёлая и интересная.
Организация обучения школьников с нарушениями слуха сводится, как правило, к проведению групповых и индивидуальных занятий с учителем - дефектологом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков слуха и речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения.
Повышение интереса, движение и познание – вот ключи к развитию активного обучения детей. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.
С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать положительную эмоциональную обстановку, вызвать приятные, а в ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей и взрослых, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта.
Для наших детей обстановка сенсорной комнаты - благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Взаимодействие ребёнка со средой тёмной сенсорной комнаты будет стимулировать у него развитие вербальной коммуникации.
Для детей с астеническими проявлениями, т.е. с пониженной психической активностью, занятия в тёмной сенсорной комнате могут стать пусковым механизмом для включения его в деятельность.
В сенсорной комнате педагог – психолог использует метод релаксации. Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето -, цвето -, звукотерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Зеркальный шар (проецирование специальных свето-эффектов) – это первое наше приобретение, которое развивает зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, создаёт психологический комфорт. Одновременно зеркальный шар снижает уровень тревожности, обладает релаксационным действием.
Прибор «Жар –птица» установлен для создания успокаивающего релаксационного светового эффекта в комнатах психологической разгрузки и уголках релаксации, а также для декоративного светового оформления общего интерьера.
В комнате установлена воздушно - пузырьковая колонна, в которой происходит игра трех основных стихий: воды, воздуха и света. Всплывающие в воде многочисленные пузырьки воздуха образуют бесконечное множество причудливых сочетаний и форм. При подсветке восходящих спиралей из поднимающихся пузырьков воздуха светодиодными матрицами различными цветами создается великолепная картина игры света и воды.
Также пузырьковая колонна благоприятно влияет на самочувствие и настроение детей, снимает накопившийся стресс, снижает чрезмерное напряжение. Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствует кроме пузырьковой колонны и "фибероптические волокна ”, изменяющие свой цвет вдоль всего волокна. Волокна совершенно безопасные, их можно перебирать, держать, обнимать.
Для снижения нервно-психического и эмоционального напряжения был закуплен проектор спецэффектов со сменными дисками спецэффектов. Дети как будто попадают в настоящую сказку, в космическое или подводное путешествие.
Декоративный световой модуль на базе оптического волокна «Разноцветная гроза» предназначен для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, снятию нервнопсихического и эмоционального напряжения. Ребенок может представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания, а сидя под тучкой, ребенок может пофантазировать и помечтать.
Дополнительно закуплено оборудование для звуковых эффектов, кресла – мешки и эластичные мешки для совместных веселых игр и сенсорной интеграции.
Использование сенсорной комнаты поможет детям и подросткам гармонично развиваться, положительно воздействовать на психофизическое и эмоциональное здоровье и будет являться здоровьесберегающей технологией.